Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Итоги исследования средств массовой информации (СМИ)муниципальных образовательных организаций Екатеринбургав 2017-2018 учебном году

       В соответствии с Распоряжением Департамента образования Администрации города Екатеринбурга от 15.11.2017 г. № 3332/46/36 «Об организации и проведении исследования средств массовой информации муниципальных образовательных организаций Екатеринбурга в 2017/2018 учебном году» Городским Дворцом творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» с 15 ноября по 7 декабря 2017 года проведено исследование школьных СМИ.

   Исследование проводилось в целях обобщения и анализа информации о средствах массовой информации муниципальных образовательных организаций Екатеринбурга, модернизации среды развития информационных компетенций, обучающихся и создания каталога школьных СМИ; основным инструментом Исследования стала анкета для руководителей школьных СМИ (32 вопроса), заполнение и обработка, которой осуществлялась с помощью сервиса google.

    В Исследовании приняли участие 86 школьных СМИ 82 образовательных организаций общего и дополнительного образования Екатеринбурга. Из них абсолютное большинство – 70 – печатные издания (газеты и журналы), 3 действующих радиостудии, 7 студий телевидения и 6, так называемых, он-лайн информационных ресурсов.  

     

⁠  Поскольку Дворец занимается вопросом развития самодеятельных школьных СМИ с 2011 года, была возможность, опираясь на результаты предшествующих исследованию двух паспортизаций школьных СМИ 2012 и 2014 годов, проследить динамику изменений состояния самодеятельных школьных СМИ.           Организаторы Исследования и составители каталога дали некоторые комментарии и предложили свою интерпретацию полученным в ходе опроса данным в надежде, что Каталог познакомит редакции между собой и послужит аналитическим материалом для более четкой рефлексии руководителей школьных изданий, оказывающихся в ситуации выбора путей развития своего СМИ.

       Концепции и целевые ориентиры

    Целевые ориентиры, которые определяют для себя создатели (учредители) школьных СМИ, должны находить свое отражение в концепции печатного издания, интернет-ресурса, телевизионной или радиостудии. Прежде чем обозначать круг тем, которые планируется затрагивать на страницах (в выпусках) школьных медиа, необходимо задуматься над вопросом: а зачем нашей образовательной организации это нужно, какого эффекта мы хотим добиться, какие функции должно данное СМИ выполнять? Журналистика – профессия публичная, это ее и плюс, и минус.  Минус в том, что многим кажется: «Нет в этом ничего трудного, все газеты читали, телевизор смотрели, школьную жизнь отразить не сложно». Ответ на вопрос «зачем?» как будто на поверхности: чтобы дети о школьных мероприятиях знали. И ни о какой концепции и отражении ее в содержательной модели думать не нужно.

      Именно такой вывод можно сделать, прочитав следующий ответ на вопрос о целевых ориентирах: «Освещение жизни школы, классов, участие в конкурсах». Подобных ответов (с небольшими вариациями) - 32. Иногда к отражению событий, происходящих в школе, добавлено «а также в городе, стране и в мире». 

   Вариант ответа «Возможность опубликовать творческие работы учителей и учеников» предполагает, что речь идет, скорее, не о журналистском варианте издания, материалы в котором основаны на сборе и обработке информации, а о литературно-художественном альманахе, что тоже неплохо, но к журналистике отношения не имеет. 

   Немало достаточно развернутых ответов, ознакомившись с которыми, можно понять, что создатели данного школьного СМИ преследуют определенные цели. В частности, среди таковых «объединение участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей) путем создания единого информационного (воспитательного) пространства (среды)» - об этом есть в десятке ответов. Во многих ответах есть упоминание о воспитании у школьников через сотрудничество с газетой (телевидением, радио, интернет-ресурсом) патриотизма, любви к родной школе, городу, стране, и с этим трудно поспорить – если юный человек пишет о происходящих событиях, то он как минимум задумывается об их значении в жизни коллектива и его лично. На страницах тех изданий, где обозначены медиаобразовательные цели, как фактор развития медиаграмотности школьников, например, «изучение журналистики помогает осмысленному отношению к жанровой продукции СМИ», «формирование основ критического мышления при восприятии информации», есть возможность для реального отражения взглядов детей по тем или иным вопросам. 

       Развитие коммуникативных навыков и социализация учащихся, обозначенная во многих ответах как одна из целей сотрудничества детей со школьным СМИ, – действительно, очень важный фактор. И с этой точки зрения, чем больше школьников в той или иной форме сотрудничает со школьной газетой или другим видом медиа, тем больший эффект будет именно в указанном направлении. Так же можно прокомментировать ответы о попытках «помочь подросткам раскрыть свой потенциал» – опыт сотрудничества со СМИ, даже если он не очень удачен, всегда полезен. 

    «Газета – элемент школьного самоуправления», – отмечено в ряде ответов, следовательно, редакционную политику определяет орган детского самоуправления образовательной организации, зачастую, его члены и являются корреспондентами. И здесь очень важно, чтобы издание не стало просто отражением произошедших в 

школе событий, чтобы имелись все основания говорить про «самоуправление», и, действительно, публиковались не только отчеты о мероприятиях, но и материалы, оценивающие их уровень, опросы участников, педагогов и т.д. То же самое можно отнести и к ответам о том, что СМИ – «площадка для самовыражения учеников и учителей, родителей, место для дискуссий».

     Отдельно хотелось бы сказать о таком элементе концепции, как «профессиональная ориентация (самоопределение)», «знакомство с профессией журналиста» – около полутора десятков ответов напрямую называют данную функцию школьных СМИ, остальные ее подразумевают. Без сомнения, попробовав себя в роли юного корреспондента, школьник получает некие преставления о работе журналиста, но подавляющее большинство руководителей школьных СМИ (96% от общего числа респондентов) не имеют профильного журналистского образования, а являются энтузиастами продвижения идей медиаграмотности.

       В ходе исследования обнаружилось, что школьные печатные издания активно реализуют на практике функции корпоративной прессы, используют жанры ее материалов, методы взаимодействия с аудиторией и т.д. При этом они зачастую стремятся к цели достижения паблисити, укрепления имиджа и репутации учебного заведения. 

      Три основных ближайших задачи

    В ответах на вопрос о трех основных задачах, которые ставят перед собой редакции школьных СМИ, есть ряд высказываний, обозначающих количественные и качественные параметры развития СМИ в ближайшее время.

    Например, «ввести новые рубрики, увеличить тираж, выходить чаще и в цветном варианте, расширить пресс-центр, привлечь в него больше школьников». Несмотря на общий характер высказываний, можно сделать вывод, что руководители видят «узкие места», намечают реально выполнимые задачи, что касается как задач, условно говоря, «внутренних», так и «внешних».

  К таковым относятся: «продвинуть издание в соцсетях», «вывести газету на городской и российский уровни», «добиться высоких результатов на конкурсах», «создать (популяризировать) 

школьное телевидение (радио)», «увеличить количество просветительских материалов в газете», «выпустить два приложения», «развивать качественно и тематически материалы школьной газеты», «выйти на новый уровень подачи информации – многофокусный пост» (он-лайн ресурс), «осуществлять регулярные телеэфиры», «создать отдельное подразделение СМИ в начальной школе» и т.д.

   Есть и ответы, касающиеся непосредственно журналистики как вида деятельности: «работа по усовершенствованию журналистских навыков», «обучение основным аспектам профессии «журналист», «формирование первоначальных знаний и умений журналиста», «расширение числа употребляемых жанров», и в целом – «развитие умения доказательно, логично, образно излагать свои мысли».

      Год создания

    Если взять результаты паспортизации 2012 года, то в них отмечено, что изданий, «родившихся» до 2000 года, тогда выходило 9, в исследованиях 2017 года их осталось уже только 5. Самое большое количество изданий (50) из существовавших в 2012 году, было создано в 2006/09 гг. – и это несмотря на жесткий экономический кризис 2008 года.

  Согласно нынешнему исследованию, сегодня в Екатеринбурге выходит всего 15 школьных СМИ, появившихся в тот период, – следовательно, 35 из  

них перестали существовать (либо не приняли участия в Исследовании). Однако в следующий условный временной отрезок (2011/15гг.) в городских образовательных организациях появилось 33 СМИ, а за последние два года – еще 17. Стоит отметить, что и пять лет назад, и сегодня в лидерах по количеству школьных медиа – Орджоникидзевский район (сейчас 17, было – 20), вслед за ним с практически равными показателями идут Верх-Исетский (сейчас 13, было 14) и Чкаловский (сейчас 15, было 14). 

     

      На каких условиях существует СМИ

    Школьные СМИ – это в 51% случаев общественная инициатива педагогов, что свидетельствует о высоком уровне их профессиональной и социальной активности, и эта тенденция за пять лет не изменилась.

                                                                                                                                          На второй позиции – 39% - стоят объединения дополнительного образования. Исследователи школьных медиа утверждают: именно в системе дополнительного образования интересующиеся журналистикой ребята получают более качественные знания, так как занятия проводятся дополнительных общеобразовательных программ, существует медиаплан (график) выхода СМИ. Этот тезис подтверждают и успехи изданий объединений дополнительного образования на различных конкурсах школьных и молодежных медиа (газеты «Завтрак», «Пульс гимназии», «Созвездие» и «Суббота, 14-е», журнал «Класс-Екатеринбург», «PROнас» и другие). 

     Редакторы школьных СМИ и вопрос их компетентности

   Почти половиной школьных медиа (42%) руководят учителя-предметники, в основном, на общественных началах; почти в два раза меньше среди редакторов (23%) школьников, следующая большая группа – педагоги дополнительного образования. Примерно такое же соотношение наблюдалось и пять лет назад, в этом плане тенденция сохраняется. Отметим, что каким бы «главным редактором» ни называл себя, например, старшеклассник, чаще всего он выполняет функции в лучшем случае выпускающего редактора: собирает материалы и на первом этапе редактирует их, возможно, верстает газету (монтирует сюжеты).

    Функция главного редактора – определение политики издания (концепции), связь с учредителем, и именно эти функции все-таки берут на себя педагоги, которые являются руководителями/кураторами школьных СМИ.

    Наибольшее количество среди руководителей школьных СМИ, как и раньше, – это учителя русского языка и литературы, на втором месте – заместители директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы. Есть, как и в 2012 году, учителя по искусству (МХК), ИЗО, истории, иностранным языкам, начальной школы и заведующие библиотекой. И в этом можно найти свои плюсы: медиа, которыми они руководят, имеют, как правило, свою тематическую направленность, отличаются чем-то от других. Однако есть тут и минусы: зачастую эти педагоги не имеют достаточной подготовки в сфере медиа, и это тоже сказывается на контенте издания.

     Из всех педагогов-руководителей школьных СМИ, принявших участие в исследовании, образование журналиста или специалиста по PR имеют пять человек, еще двое – образование литературного редактора. Пять лет назад именно пять человек среди руководителей школьных изданий имели отношение к факультету журналистики или PR, то есть практически столько же.

    Несколько лучше, чем прежде, обстоят дела с повышением квалификации, обучением редакторов. 22 педагога посещали различные обучающие семинары, в том числе «Школы редакторов школьных СМИ» МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии», практикумы, мастер-классы коллег, вебинары, и, можно смело констатировать, что общий уровень школьных изданий стал выше. Между тем, именно потребность в специализированном обучении и консультациях (40 и 28 соответственно) указали очень многие руководители школьных СМИ.

     Чему они хотят учиться, чтобы потом учить этому юнкоров? Прежде всего, журналистским технологиям, методам сбора информации, основным особенностям жанров, – тому, чему не учат филологов и литературных редакторов, и что определяет информационную составляющую любого СМИ.

   Опираясь на результаты исследования, можно сделать вывод, что деятельность школьных СМИ способствует медиаобразованию школьников и способствует развитию медиакомпетности педагогов общего и дополнительного образования. Этот медиаобразовательный союз – залог дальнейшего становления личности, имеющей адекватный уровень медиакомпетентности, обладающей медийным менталитетом.  

 на главную

⁠© МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». 
2017 г. Все права защищены.

371-10-90

Отдел медиапроектов

Связаться с нами :
Яндекс.Метрика
Расскажи о нас друзьям